Массаж для развития сосательного рефлекса

Массаж

Сосательный рефлекс младенцев Как пробудить сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс младенцев

Как пробудить сосательный рефлекс

Голодный младенец обязательно повернет голову в ту сторону, с какой вы к нему прикоснетесь. Поэтому, если вы держите его на левой руке, собираясь дать левую грудь или бутылочку, дотроньтесь до правой щеки младенца — и он тут же повернет голову к вам.

Поворачивая голову, он приоткроет губы. Оба эти действия не что иное, как реакция на прикосновение к щеке, и, совершив их, младенец готов к следующему сигналу: прикосновению к приоткрытым губам соска, пальца или любого другого предмета, который можно пососать. Как только младенец ощутит прикосновение к своим губам, он начнет сосать. Все это кажется очень простым — и это в самом деле несложно. Однако как легко дать младенцу противоречивые сигналы, дотронувшись, например, до обеих щек, или спутать порядок подачи сигналов, или же опоздать — не сразу вложить сосок в приоткрытый рот. И кроме того, до чего легко проявить излишнюю поспешность! А ведь вы не можете заставить младенца сосать молоко. Дайте ему нужные сигналы и предоставьте сделать все, что нужно, самому младенцу.

У родителей часто возникают вопросы: «Можно ли давать малышу соску-пустышку, укачивать, брать на руки, петь колыбельные, укладывать с собой».

Вот, что по этому поводу думают специалисты.

Вот почему так важно дать ребенку грудь сразу после рождения: это и успокоит его, и подарит ему чувство насыщения. При правильной организации грудного вскармливания у ребенка даже нет потребности в соске-пустышке и дополнительном сосании – он просто выталкивает ее изо рта и незачем настаивать на этом!

Доказано, что воспитание с использованием сосок, колыбельных, укачивания младенцев, достаточное пребывание их на руках у взрослых способствует более полноценному созреванию мозговых механизмов и лучшему психическому тонусу. Укачивание перед сном, сосание соски в процессе засыпания – не что иное, как помощь в синхронизации ритмов мозга, необходимой для перехода ко сну.

Удивительно, но ребенок, которого достаточно долго не лишали груди или соски, в дальнейшей жизни меньше подвержен риску возникновения вредных привычек и неврозов, чем ребенок, самостоятельно бодрствующий и засыпающий один в своей кроватке с младенчества.

Чтобы хорошо спать ночью, ребенок должен чувствовать себя уверенно, должен знать, что Вы его любите. Дети с трудом переносят разлуку с мамой и папой по ночам. Обнимите малыша, включите колыбельную, приглушите свет, совершайте один и тот же ежевечерний ритуал – все это поможет малышу уснуть. «Ночным» детям, которые начинают волноваться с приходом ночи, пойдет на пользу вечерняя ванна. После нее, они будут спокойнее, смогут расслабиться перед сном. Не меняйте ежевечерний ритуал отхода ко сну, иначе результата не будет. Когда ребенок станет постарше, возможно, он захочет перед сном поведать Вам, как прошел его день, или попросит рассказать сказку. И время перед сном откроет перед Вами еще одну уникальную возможность пообщаться с ребенком.

Источник

Дизартрия у детей: критерии ранней диагностики, лечение и прогноз

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Дизартрия у детей – одно из наиболее частых нарушений речи, возникающее еще на ранних этапах жизни малыша. И если упустить этот небольшой момент в младшем возрасте, во время обучения в школе он может обернуться уже большой проблемой. Тем более, если учесть, что патология возникает на фоне серьезных поражений различных участков головного мозга, что отражается не только на коммуникативной, но и на других сферах жизни ребенка, о чем свидетельствует разнообразная симптоматика.

Немного о самой дизартрии

Прежде чем заняться поиском эффективных методов борьбы с патологией, важно понять, с чем мы имеем дело. Для этого вспомним, что же такое дизартрия, и как она проявляется у детей разного возраста.

Дизартрия – это органическое поражение головного мозга, негативно отражающееся на работе некоторых отделов центральной и периферической нервной системы, в результате чего появляются артикуляционные, речевые, неврологические и психические симптомы. Именно присутствием неврологической симптоматики данная патология отличается от сходной с нею дислалии.

[1], [2], [3], [4]

Код по МКБ-10

Причины дизартрии у ребенка

Причинами развития дизартрии у детей становятся патологии внутриутробного развития, а также травмирующие факторы в натальном и постнатальном периоде. Чаще всего дизартрия выявляется как один из синдромов, характерных для ДЦП (детский церебральный паралич).

Более подробно о причинах развития дизартрии у детей читайте здесь.

[5], [6], [7], [8]

Симптомы дизартрии у ребенка

Различают также 4 степени тяжести патологии, отличающиеся интенсивностью симптоматики. При легкой степени дизартрии речевая сторона нарушена слабо, а неврологической симптоматики нет вообще, зато при самой тяжелой четвертой речь идет уже об атаксии, свойственной детям с ДЦП.

Для дизартрии характерно тесное переплетение речевой и неврологической симптоматики, которая может немного отличаться в различные периоды жизни ребенка. Чаще всего некоторые симптомы видны уже в раннем возрасте, правда восторженные родители не всегда обращают внимания на такие «мелочи», как:

Читайте также:  Как делать расслабляющий массаж ребенку в 3 месяца видео

В дальнейшем такие неврологические отклонения носят характер:

Ну и, конечно же, имеют место разнообразные расстройства речи:

При этом преодолеть трудности звукопроизношения ребенку очень трудно. Для этого, чтобы речь малыша стала понятна окружающим, придется приложить много усилий и времени. А для того, чтобы определиться с эффективными мерами по преодолению трудностей в произнесении звуков, необходимо удостовериться, что данная симптоматика связана именно с дизартрией, а не с другими патологиями.

[9]

Формы

В детском возрасте можно диагностировать в основном 4 вида дизартрии:

Все эти виды могут иметь характерную симптоматику и протекать в различной форме:

[10], [11], [12]

Диагностика дизартрии у ребенка

Диагностика дизартрии у детей начинается еще до похода с малышом к врачу. Внимательные родители способны и самостоятельно отметить некоторые нарушения в развитии ребенка, свойственные данной патологии уже на первом году его жизни. Эти отклонения носят название псевдобульбарного синдрома.

Обычно грудные детки ставят в известность родителей о своих желаниях и «проблемах» громким и звонким криком. Это считается нормальным, поскольку указывает на достаточное развитие нервно-мышечной системы речевого аппарата. А вот глухой и слабый крик, переходящий в писк, а иногда и отсутствие голосовых сигналов вообще, являются поводом для беспокойства и внимательного наблюдения за дальнейшим развитием грудничка.

Слабость сосательного рефлекса и захвата груди, трудности при глотании, постоянные поперхивания и вытекание молока изо рта и носа малыша при кормлении говорит о недоразвитии артикуляционного аппарата. А если к этим симптомам присоединяются отсутствие интереса к окружающему (малыш не следит за движущимися предметами, не ищет глазами родных, не пытается взять игрушки над кроваткой и т.д.), трудности с дыханием (оно сбивчиво и поверхностно), откусыванием и жеванием, питьем из чашечки – это уже явно говорит о развитии псевдобульбарного синдрома. А ведь именно его симптомы позволяют предположить дизартрию у ребенка еще до того, как он начал говорить.

Некоторые детки, подвергшиеся негативному влиянию во внутриутробном периоде или во время родов, могут в течение года даже состоять на учете у невролога. Но при отсутствии выраженных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии с учета малышей снимают, после чего вся ответственность и контроль за состоянием здоровья и развитием ребенка ложится на плечи родителей.

С постепенным развитием речевых навыков проблема все больше проясняется, а это уже повод обратиться к логопеду, а тот при необходимости направит опять-таки к неврологу, который и озвучит истинное название патологии. Тем не менее диагноз ставить еще рано. Все дело в том, что дизартрия у детей связана с органическими поражениями мозга во внутриутробном периоде и в раннем детстве, исправить которые не представляется возможным. Лечение патологии сводится к коррекции речи и выработке недостающих навыков. Но благодаря компенсаторным функциям мозга многие дефекты к 4-5 годам могут исчезнуть.

Если этого не происходит, а наоборот, наблюдаются другие проблемы в развитии речевой и моторной функции, препятствующие будущему успешному обучению ребенка в школе, врач выставляет диагноз «дизартрия» и назначает соответствующее лечение.

Основными критериями для постановки столь неприятного диагноза считаются:

Функциональные пробы при диагностике дизартрии у детей

Одним из самых коварных видов дизартрии считается стертая дизартрия у детей, при которой постановка диагноза может вызывать определенные сложности в связи с недостаточностью выраженности основных симптомов. В таком случае для определения дизартрии прибегают к помощи функциональных проб:

Если обе пробы окажутся положительными, с большой уверенностью можно говорить о дизартрии, которую у детей 3-5 лет можно легко спутать с дислалией или алалией, проявляющихся в виде нарушения речи или неспособности нормально говорить.

[13], [14], [15], [16], [17]

Обследование интонации у детей с дизартрией

Нарушения звукопроизношения при дизартрии определяются на слух. Но это еще не является поводом для постановки окончательного диагноза, ведь подобные нарушения характерны и для других нарушений речи, в частности для дислалии. Больше информации дает обследование просодической стороны речи (интонации) у детей, особенно у малышей со стертой дизартрией.

Программа обследования включает в себя несколько важных пунктов:

Выполнение подобных заданий позволяет выявить, насколько сильны нарушения звукопроизношения и речи малыша, но еще не указывают на развитие именно дизартрии, для которой свойственны еще и неврологические симптомы, влияющие на качество артикуляционных и мимических движений.

Изучение мимики и артикуляции при дизартрии

На развитие дизартрии у детей могут указывать и некоторые нарушения мимической моторики. Дело в том, что такие детки испытывают трудности с надуванием щек и прижмуриванием, для них затруднительно сморщить носик или поднять бровки.

Для обследования общей мимической и речевой моторики используют тесты Квинта в модификации Гельнитца, которые адаптированы для разных возрастов. Такие диагностические упражнения воспринимаются малышами как игра. Ребенка просят:

Каждое из упражнений нужно повторить 3 раза. Для оценки качества их выполнения используется трехбальная шкала:

В результате таких исследований врач имеет полную картину имеющихся нарушений, чтобы уточнить диагноз и отличить дизартрию от той же дислалии. Во время выполнения заданий у детей с дизартрией наблюдается слюнотечение, быстрая утомляемость, что проявляется в слабости и замедленном темпе артикуляционных движений, изменения тонуса мышц языка (например, появление произвольных движений при поднятии языка вверх), гиперкинезы. Внимание уделяются состоянию тонуса мышц лица и речевого аппарата в покое и при выполнении артикуляционных движений.

Дифференциальная диагностика

Все вышеописанные пробы и тесты, включая устное общение с ребенком на разные темы, при определении дизартрии у детей относят к наиболее эффективным методам дифференциальной диагностики данной патологии.

Немаловажную роль также играет изучение анамнеза и беседа с родственниками малыша, которые занимаются его воспитанием и развитием. Нужно подробно расспросить родителей ребенка о том, как протекали беременность и роды, какие заболевания были у матери в этот период, как развивался малыш в первые годы жизни, как часто болел и какими болезнями. Анализ изложенных фактов и анамнеза сможет пролить свет на истоки патологии.

Читайте также:  Как делать массаж при лимфостазе нижних конечностей видео

Пригодится также информация о домашнем развитии малыша в раннем детстве:

К инструментальной диагностике врачи прибегают не для определения самой дизартрии, а для выявления причины, вызвавшей речевые и неврологические расстройства у детей.

Основным методом исследования малышей с дизартрией является МРТ или компьютерная томография головного мозга, которая позволяет определить характер и локализацию различных органических поражений мозга. К дополнительным методам исследования можно отнести нейросонографию, электронейрографию, ЭЭГ, электромиографию, магнитную стимуляцию и др.

Привычные лабораторные анализы при дизартрии у детей могут проводиться лишь в связи с необходимостью медикаментозного лечения.

Источник

Оценка сосательного рефлекса и эффективности энтерального питания у новорожденных в течение первых месяцев жизни

1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), Москва, Россия

Цель. Оценить эффективность сосания у недоношенных детей при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию и обосновать принципы создания компьютерной программы для объективной оценки сосательного рефлекса.
Материалы и методы. Становление функции сосания было оценено у 105 детей, родившихся в сроке 25–31 недель, которые были разделены на 3 группы в зависимости от выраженности дыхательных нарушений. В рамках исследования осуществлялась разработка нового неинвазивного метода визуального анализа эффективности сосания новорожденных c помощью компьютерных программ.
Результаты. Определены сроки начала сосания и отмены зондового вскармливания у глубоконедоношенных детей в зависимости от выраженности дыхательных нарушений. Наличие среднетяжелой и тяжелой бронхолегочной дисплазии значимо удлиняло время перехода на сосание из соски. Разработан объективный метод оценки эффективности сосания с помощью распознавания образов при помощи компьютерного зрения.
Заключение. Разработанный программный комплекс позволяет производить количественную объективизированную оценку движений различных частей лица новорожденных во время сосания. После верификации и валидации метод может применяться для объективной оценки сосания у новорожденных различного гестационного возраста.

Грудное вскармливание является одним из ключевых моментов, влияющих на развитие новорожденных и определяющих состояние их здоровья в будущем. Помимо уникальных свойств грудного молока, процесс сосания груди матери оказывает благоприятное влияние на правильное развитие челюстно-лицевого скелета, речевого аппарата. Ребенок меньше плачет, лучше спит, отличается более высокой двигательной активностью, реже наблюдаются младенческие кишечные колики, быстрее формируются положительные эмоции, создается чувство защищенности и эмоциональной близости с матерью.

Паттерн сосания у недоношенных детей отражает зрелость центральной нервной системы и организма ребенка в целом [1, 2]. Способность поддерживать жизненно важные функции, стабильность таких основных показателей, как частота сердечных сокращений, частота дыхания, насыщение гемоглобина кислородом, имеют большое значение для предотвращения гипоксии, брадикардии и нарушений дыхания во время кормления [3, 4].

Эффективное и координированное сосание, глотание и дыхание у доношенных новорожденных рассматриваются как признак созревания и нейро-поведенческой стабильности. У недоношенных из-за выраженной морфофункциональной незрелости или общего тяжелого состояния может отсутствовать сосательный рефлекс, что исключает возможность кормления его грудью или с помощью бутылочки, и в этом случае ребенок кормится через зонд. Возможность эффективного сосания также зависит от скорости достижения полного объема энтерального питания, что, в свою очередь, определяется многими факторами, такими как длительность искусственной вентиляции легких или других видов дыхательной поддержки, переносимость энтерального питания, длительность интервалов между кормлениями [5].

Однако эффективность сосания в клинической практике оценивается, как правило, субъективно и зависит не только от способности ребенка к самостоятельному сосанию, но и от опыта матери или медицинских работников, ухаживающих за ребенком. Существующие методы оценки сосательной активности являются или слишком субъективными, или достаточно сложными, требующими специального оборудования и обучения [6, 7].

Цель: оценить эффективность сосания у недоношенных детей при переходе от питания через зонд к кормлению из бутылочки/грудному вскармливанию и обосновать принципы создания компьютерной программы для объективной оценки сосательного рефлекса.

Материалы и методы

Проведено исследование активности сосания у глубоконедоношенных детей в естественных условиях физиологического выхаживания без применения специальных методик оральной стимуляции и без использования ноотропных препаратов. В исследование включены 105 глубоконедоношенных детей с гестационным возрастом (ГВ) 25–31 неделя, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Дети с наследственными нарушениями обмена, эндокринными заболеваниями, тяжелой формой гемолитической болезни, а также с врожденными пороками развития, требующими хирургического вмешательства, в исследование не включались.

Одними из основных факторов, влияющих на быстрое достижение полного объема энтерального питания, появление сосательного рефлекса и эффективность сосания, являлись наличие и степень выраженности дыхательных нарушений, длительность инвазивной искусственной вентиляции легких и длительная зависимость от повышенной концентрации кислорода во вдыхаемой смеси. У всех пациентов, включенных в исследование, с рождения отмечались дыхательные нарушения, обусловленные как незрелостью легких – респираторным дистресс-синдромом, так и врожденной пневмонией, что потребовало проведения дыхательной поддержки различными методами, в том числе с применением высокочастотной искусственной вентиляции легких. Все пациенты были разделены на 3 группы: группу А составили 66 детей, у которых дыхательные нарушения не осложнились развитием бронхолегочной дисплазии (БЛД); в группу Б вошли 29 детей с легкой формой БЛД; в группу В – 10 детей с БЛД средней и тяжелой степени (табл. 1).

В рамках исследования нами разработан новый неинвазивный метод визуального анализа эффективности сосания новорожденных, который основан на специально разработанных компьютерных алгоритмах распознавания движений скул, щек и губ новорожденных при видеосъемке ненутритивного сосания на камеру мобильного телефона, что позволило в режиме реального времени объективно регистрировать процесс сосания новорожденного и оперативно получать данные об изменении его эффективности в процессе выхаживания ребенка. Видеосъемка проводилась на основании информированного согласия мамы, как правило, в ее присутствии. Для простоты обозначения данный подход получил название «Компьютерное зрение».

Для достижения поставленной цели были разрабо.

Источник

Что такое гипертонус?

Гипертонус – состояние, при котором мышца остается напряженной (сокращенной) даже в состоянии покоя.

Читайте также:  Как снять давление при помощи массажа

Гипертонус может возникнуть в любом возрасте, но причины возникновения у детей и взрослых различны.

Причины появления гипертонуса у взрослых

Причины подразделяются на:

Проявляются как следствие заболеваний инфекционного и неинфекционного характера. Среди них выделяют следующие.

Причины появления гипертонуса у детей первого года жизни

Появлению гипертонуса у младенцев предшествуют следующие причины.

Какие мышцы могут находиться в состоянии гипертонуса

Состояние гипертонуса может возникнуть в любой мышце или группе мышц, включая лицевые. У взрослых людей чаще всего данное состояние наблюдается в икроножных, бедренных мышцах, а также мышцах шеи и спины. Такая локализация обусловлена стилем жизни, который ведет большая часть населения.

У детей до года напряжение мышц может наблюдаться во всем теле.

Симптомы гипертонуса у взрослых

О повышенном тонусе мышц свидетельствуют неприятные и/или болезненные ощущения при движении. Человек может ощущать скованность мышц, ограничение подвижности, продолжительную напряженность в отдельных частях тела.

Со временем возникают спонтанные движения (например, в виде кивков) и сухожильные рефлексы, боль усиливается, без лечения приобретает хронический характер.

Для постановки правильного диагноза пациент посещает невролога, иногда эндокринолога и психиатра. Сдает анализы крови: общий и биохимический. Проходит ЭМГ, КТ, МРТ. Также проводят исследование ликвора, уровня электролитов и КФК в крови.

Симптомы гипертонуса у детей первого года жизни

Ребенок остается в позе эмбриона дольше 1-2 недель жизни, ручки прижимает к груди, пальцы сжаты в кулачки, ноги согнуты, голова в прямом положении. Во время осмотра или гимнастики, возникает сопротивление пассивным движениям.

В первые две недели малыш пытается перевернуться на бок, заметно не типичное для такого возраста напряжение шеи (держание головки).

Сигналом для обращения к врачу служит следующая ситуация: малыша старше 2 месяцев держа подмышками «ставят» на твердую поверхность так, чтобы ножки ее касались стопами. Если ребенок делает шаг, стоит пройти диагностику.

Обращают внимание и на то, как ребенок ставит стопы при соприкосновении с горизонтальной жесткой поверхностью. При нормальном тонусе мышц ребенок опирается всей стопой, при повышенном – носочками.

Существуют и другие признаки, например, неспокойный, прерывистый сон, поджатые руки и ноги, плохой аппетит, проблемы с сосательным рефлексом, частые срыгивания, повышенная чувствительность к внешним раздражителям.

Для исключения патологий центральной нервной системы, младенцам проводят УЗИ головного мозга. Родителям следует посещать невропатолога при малейшем подозрении на отклонения в развитии.

Лечение взрослых

Гипертонус — обратимое состояние. Необходимо начинать с выявления первопричин. После их установления, назначают комплексное лечение. Сюда могут входить миорелаксанты, седативные препараты, антидепрессанты, противосудорожные препараты. Также пациенту назначают ванны с расслабляющими и успокаивающими отварами, экстрактами, маслами; прописывают ЛФК и массаж. Хорошо помогают парафиновые и озокеритовые аппликации, электрофорез, иглоукалывание, акупрессура.

Необходимо понимать, что лечение исключительно медикаментами не дает 100% результата. Если больной продолжает вести прежний образ жизни, не посещает занятия ЛФК, отказывается от массажа, лекарства лишь облегчают его состояние, но со временем повышенный тонус мышц возвращается.

И напротив, если состояние больного не запущенно, а причиной гипертонуса является переутомление или регулярное длительное пребывание в статичной, неудобной позе (например, работа за компьютером), можно обойтись без медикаментозного лечения. В этом случае больному прописывают курс массажа. Техника массажа выбирается в зависимости от проблемы.

Также необходимы теплые ванны с расслабляющими настоями, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Пациент при этом должен изменить образ жизни:

Лечение детей

В отличие от взрослых, детям в первую очередь назначают не медикаменты, а массаж, ЛФК и физиопроцедуры. Родители, чьим детям поставили диагноз «гипертонус мышц» должны регулярно наблюдаться у врача, нанять массажиста либо пройти специализированные курсы детского массажа.

Лекарственную терапию врач-невролог назначает, когда имеются показания, либо прочие методы не дают результата.

Чем опасен гипертонус?

Повышенный тонус мышц без лечения опасен для всех возрастных групп.

У взрослых нарушается нормальное кровообращение в напряженных мышцах, появляются сильные боли, которые сложно блокировать. Со временем у человека портиться осанка. Он начинает двигаться с трудом, нарушается координация. Больной теряет способность нормально работать и вести полноценный образ жизни.

У детей не пролеченный в первый год жизни гипертонус оборачивается нарушением осанки и походки. Возникают нарушения в координации движений и мелкой моторике. Развитие речи происходит с задержкой и сопровождается постоянными проблемами. В дальнейшем ребенок на протяжении всей жизни испытывает боли в спине.

Профилактика

Гипертонус не является самостоятельным заболеванием, поэтому его профилактика – это совокупность мер по предотвращению патологий, которые могут привести к перенапряжению мышц.

Взрослые вполне могут избежать физиологических причин развития повышенного тонуса мышц. Для этого необходимо соблюдать нормы гигиены труда, вести подвижный образ жизни.

Сидячую работу возможно компенсировать пешими прогулками до, после трудового дня, а также во время обеденного перерыва. Каждые 1-2 часа вставать с рабочего места и минут 5 прохаживаться по коридору, либо выполнять офисную гимнастику. Полезно составить индивидуальную программу тренировок и следовать графику. Необходимо регулярно ходить на массаж.

Людям, занятым физическим трудом стоит больше отдыхать, посещать релаксационные массажи, ходить в баню, хорошо высыпаться.

Спортсменам стоит регулярно проходить диагностику, посещать массажиста и расслабляющие процедуры, вносить корректировки в тренировочные программы при перенапряжении мышц.

Патологических причин избежать сложнее. Однако регулярная диагностика, своевременное лечение, здоровый образ жизни, отказ от частого употребления вредных продуктов, напитков и табака значительно снижают риск развития гипертонуса.

Предотвратить повышенный мышечный тонус у новорожденного не всегда удается. Снизить риск возможно. Для этого мать должна соблюдать предписания врача, проходить все этапы диагностики, принимать необходимые препараты, отказываться от высоких физических нагрузок, вредных привычек. Важно избегать стрессов, дышать свежим воздухом, отдыхать, избегать контактов с инфекционными больными.

С первых дней жизни стоит внимательно наблюдать за ребенком, проходить медосмотры, показывать врачу при малейшем подозрении на отклонения. Чем раньше проблема будет выявлена, тем эффективнее и мягче окажется терапия.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Лечение распространенных заболеваний
Adblock
detector