Массаж для ребенка с задержкой речевого развития

Массаж

Массаж для ребенка с задержкой речевого развития

Речь – это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность [6, с. 78].

На сегодняшний день одной из основных проблем в области логопедии и дефектологии является задержка речевого развития (ЗРР). Согласно статистике, задержкой речевого развития страдает каждый пятый ребёнок. Задержка речи у ребёнка очень настораживает родителей и, если вовремя не принять меры по её устранению, она может перерасти в огромную проблему.

ЗРР представляет собой более позднее в сравнении с соответствующей возрастной нормой овладение устными речевыми умениями детьми младше трёхлетнего возраста. Это состояние характеризуется качественным и количественным нарушением развития словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразы к двухлетнему возрасту и связной речи к трёхлетнему возрасту [4, с. 42].

Как утверждают многие отечественные психологи и педагоги, речь является неотъемлемым звеном в процессе социализации ребёнка в современном обществе. Кроме того, опираясь на литературные источники, с уверенностью можно сказать, что речевая деятельность – это искусный, тонкий психологический процесс, формирование которого происходит в первые годы жизни ребёнка. Соответственно, процесс овладения речью в ходе онтогенеза обладает специфическими и индивидуальными характеристиками и зависит от множества факторов, к которым можно отнести:

а) пол ребёнка (у мальчиков данный недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек;

б) социальная среда;

в) внутрисемейные взаимоотношения;

г) физическое и психическое развитие;

д) функционирование нервной системы и т. д.

Теперь подробно рассмотрим возможные причины, приводящие к ЗРР. Их можно распределить на две большие группы: причины биологического и причины социального характера. Прочный фундамент, который более сложно поддаётся коррекции, таят в себе биологические причины. Они имеют органическую основу. Сюда специалисты относят пренатальное поражение головного мозга ребёнка: минимальная мозговая дисфункция, гипоксия плода, инфекционные заболевания. Кроме того, в анамнезе таких детей наиболее часто встречаются такие нарушения, как: асфиксия, родовые травмы, недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые заболевания. Также необходимо учитывать функционирование слухового анализатора ребёнка: если у ребёнка имеются нарушения слуха, то и развитие речевой функции будет задержано, и она будет претерпевать ряд изменений. Немаловажным фактором служит и генетическая предрасположенность к нарушениям речи: если родитель заговорил в достаточно позднем возрасте, то велика вероятность, что данный недуг передался и ребёнку [3, с. 100].

Социальные причины имеют иной фундамент и более легко поддаются коррекционному вмешательству. Социальные и педагогические предпосылки кроются в неблагоприятной окружающей среде внутри семьи, которая, как правило, приводит к дефициту речевого общения. К причинам социального характера можно отнести педагогическую запущенность, гипо- или гиперопеку, «синдром госпитализма» по причине частых болезней ребёнка, переездов или по причине нахождения в неблагополучной семье; присутствие двуязычия в семье, неблагоприятной речевой среды и стрессов [5].

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что огромное воздействие на развитие речи в раннем возрасте оказывают как недостаток речевого общения, так и слишком информированная окружающая среда. Здесь ребёнок, как правило, сталкивается с избытком информации, которая не интересна ему и не соответствует возрасту. Итогом такой ситуации становится отказ ребёнка слушать речь, вникать в сказанное; малыш отказывается осмысливать и осознавать значение слов и фраз. В дальнейшем ребёнок начинает пользоваться в речи шаблонными фразами, которые не имеют отношения к возникшей ситуации.

Также следует отметить, что процесс речевого развития напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка. Именно по этой причине с самого рождения ребёнка окружающие его люди должны принимать меры, которые позволят развить это необходимое умение и обеспечить дальнейшее развитие речевой функции и, как следствие, его успешную учёбу и социализацию. К таким мерам можно отнести массаж пальцев и ладоней младенца, приобретение игрушек и погремушек с шершавой и неоднородной поверхностью и деталями; в дальнейшем игрушки со шнуровкой, Су-Джок шарики, кольца и т.д.

Задержка речевого развития не может изначально протекать бессимптомно. На различных стадиях речевого развития у таких детей проявляются характерные признаки, которые указывают на нарушенное развитие. Например, в течении доречевого периода у ребёнка может наблюдаться малая активность гуления, лепета, беззвучность речи, вокализации однотипного характера. Самой яркой причиной выступает отсутствие на звуки речи, игрушек у ребёнка в возрасте 1 года. Эта причина должна всерьёз насторожить родителей. Позднее ЗРР может проявляться в неактивных попытках повторения слов окружающих людей ребёнком в возрасте 1,5 лет, невозможность выполнить простую словесную инструкцию, воспринимаемую на слух, отсутствие самостоятельных слов в активном словаре; использование неречевых средств коммуникативного общения. В итоге, к трём годам у ребёнка может возникнуть полное отсутствие самостоятельной, ситуативной речи. Его речевые возможности будут ограничиваться лишь употреблением в речи заученных слов, фраз [2, с. 151].

Устранение задержки речевого развития – очень трудоёмкий, комплексный, длительный процесс, требующий внимания специалистов педагогического, психологического, дефектологического и медицинского направлений. Ребёнку назначается педиатром полное медицинское обследование, которое включает в себя следующие процедуры: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ. Далее обследование проводят отоларинголог и невролог. С ребёнком практически ежедневно будут проводить коррекционную работу детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог.

Родителям необходимо понять, что исключительно логопедической помощи в устранении ЗРР у ребёнка будет недостаточно. Необходим приём медикаментозных средств, осуществление различных физиотерапевтических процедур. Но терапия с применением лекарственных препаратов будет приносить мало результатов, если родители откажутся от вспомогательного педагогического влияния со стороны дефектолога и психолога. Также близким родственникам необходимо освоить логопедический массаж и специальные упражнения, которые помогут гораздо быстрее и продуктивнее справиться с недугом своего ребёнка.

Читайте также:  Массаж животика при коликах и запорах у младенцев

Безусловно, каждый специалист в процессе обследования, лечения и коррекционной работы использует свои средства и методики, которые исключительно в положительном направлении влияют на психическое, физическое и речевое состояние ребёнка. В первую очередь, специалистом с родителями обговаривается необходимость создания благоприятной и комфортной речевой среды, в которой необходима демонстрация правильной речи, которая должна служить «толчком» в стимулировании речевой деятельности ребёнка. Далее речь ребёнка корригируется на логопедических занятиях.

Логопед в своей работе с детьми с ЗРР может применять различные методики: игровые технологии, работу со стихотворениями, мнемотехнику, пескотерапию, моделирование, метод проектной деятельности, массаж. Массажные методики в данном случае делятся на две категории: логопедический массаж (массаж лица, языка, щёк) и массаж воротниковой зоны. Подробнее хотелось бы остановиться на работе с воротниковой зоной.

Трудно переоценить важность и необходимость такого коррекционного средства при ЗРР, как массаж шейно – воротниковой зоны. Многие специалисты медицинского профиля изучали зависимость речи и состояние шейного отдела ребёнка: очень часто встречались застойные явления из-за постоянного напряжения воротниковой зоны (неправильно положение туловища во время сна, родовые травмы, долгое нахождение в сидячем положении и т.д.). К сожалению, на сегодняшний день этому средству коррекции речевых патологий отводится мало внимания. Именно по этой причине ниже мы раскроем необходимость внедрения в логопедию этой методики.

Согласно медицинским источникам, массажные методики шейно-воротникового отдела могут привести в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы в целом. Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который локализуется в самом основании шеи. Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует – более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов. Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.

Необходимо учитывать, что даже минимальное повреждение шейного позвонка Атлант чаще всего приводит к его смещению. Результатом данного повреждения становится нарушение, снижение мозгового кровотока из-за сужения или пережатия артерий каналов позвоночника. Так как кровообращение во всём организме нарушается, его жизнедеятельность начинает заметно страдать. Это проявляется в проблемах с ОДА, понижении умственных способностей и осознанности, болезни органов и систем, мигренях, головокружениях, эпилепсии, нарушении функционирования речевых зон (возможен отказ от речи, непонимание сказанного), ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека. Естественно, что при таком раскладе ребёнок будет развиваться неполноценно. Помимо вышесказанного, неправильно расположенный шейный позвонок оказывает значительное давление на спинной мозг. Сигналы организма доходят до нервной системы с опозданием, что снижает способность мозга к обработке инфорации, влияет на время и правильность, адекватность реакции.

Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается интерес к речи, внимание, ясность ума, осознанность и память. Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, не может выполнить элементарные инструкции; у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что логопед в работе с ребёнком, имеющим ЗРР, должен использовать не только методики, развивающие речевые умения, но и массажную технику шейно-воротникового отдела, необходимую для восстановления нормальной физиологической базы детского организма. Массаж воротниковой зоны у детей способствует увеличению притока крови к мозгу (в частности лучше снабжается кровью речевая зона), питательных веществ и кислорода. Далее подробно рассмотрим методику массажа при ЗРР.

Чтобы использовать в логопедической практике массажную технику шейного отдела, специалисту необходимо пройти медицинские курсы, получить основные, базовые медицинские знания анатомии и физиологии детского организма, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. В методике использования массажа первый и самый важный шаг – расположить к себе ребёнка. Процедура должна проводиться в непринуждённой обстановке, даже если логопед работает в медицинском кабинете. Комната должна быть оборудована игрушками, кушеткой, табуреткой либо небольшим креслом для проведения процедуры массажа. В обстановке комнаты ни в коем случае не должно встречаться предметов, которые могут напугать ребёнка или вызвать у него негативную реакция – шприцы, клизмы, градусники – всё это необходимо убрать с глаз. В ходе выполнения массажа на заднем фоне можно включить расслабляющую классическую музыку либо весёлые детские песенки. Перед процедурой необходимо поинтересоваться у ребёнка, как он себя чувствует, как у него прошёл день, болит ли у него что-нибудь и т. д. Главная цель – максимальное расслабление ребёнка [1, с. 52].

Если ребёнок посещает логопедические занятия у специалиста (логопеда, логопеда-дефектолога), который делает ему массаж, то занятие можно построить следующим образом: речевая разминка, знакомство с темой занятия, побуждение ребёнка к говорению с помощью различных методик и игровых упражнений и, как только ребёнок ощутит усталость, необходимо прекратить занятие и сделать ему массаж по требованиям, изложенным ниже. Во время выполнения массажной техники необходимо общаться с ребёнком, повторять пройденный материал.

Во время массажа движения выполняются сверху вниз, при этом необходимо избегать область позвоночного столба. Массаж начинают с легкого поглаживания, давление постепенно увеличивается, движения переходят в «растирание» и «выжимание». После «выжимания» переходят к растиранию. Его выполняют тремя пальцами: указательным, средним и большим; разминают, как правило, трапециевидную мышцу. Завершается массаж растиранием и разминанием по верхней части спины и по плечевым суставам. Продолжительность одного сеанса массажа составляет на начальных этапах 15 минут, позднее – до 25 минут. Следует отметить, что при наличии табурета в массажном кабинете или комнате, необходимо приобрести высокий стол. В таком случае, массаж будет выполняться следующим образом: табурет необходимо поставить перед высоким столом. На стол кладётся мягкая, удобная подушка (желательно яркая, детская), на которую опускается голова ребёнка [1, с.43].

Читайте также:  Детский массаж 288 часов

Так как массаж выполняется логопедом, специалисту ни в коем случае нельзя молчать во время процесса: любое движение сопровождается речью в спокойном, нежном тоне (тем самым мы провоцируем ребёнка с ЗРР на говорение). Необходимо учитывать тот факт, что при выполнении массажной техники ребёнок может испытывать болевые ощущения. В таком случае необходимо уменьшить силу давления и постараться максимально расслабить напряжённую мышцу.

Вообще, детский массаж имеет ряд специфических особенностей и требует повышенного внимания со стороны специалиста и особого оснащения рабочего кабинета. Кроме того, для каждой возрастной группы детей в медицине существуют определённые требования, предъявляемые к специалисту: например, детям до годовалого возраста можно выполнять массаж исключительно после достижения ими семи недель. Для таких пациентов разрешается только поглаживание воротниковой зоны. После достижения ребёнком 6 месяцев допускается применение приёма растирания шейно-воротниковой зоны. Трапециевидные мышцы необходимо массажировать сверху вниз и ни в коем случае не допускать давления на позвоночник, так как кости и мышцы ребёнка ещё не окрепли и вместо пользы можно нанести необратимый урон.

Необходимо отметить, что при правильном выполнении массажной техники, можно уже после первого посещения массажного кабинета убедиться в положительном эффекте массажа шейно-воротниковой зоны. Если ребёнок был гиперактивным, неусидчивым, то после процедуры ребёнок становится более расположенным к занятиям, может дольше слушать, выполнять задания и словесные инструкции. Самочувствие ребёнка заметно улучшается, исчезают головные боли и головокружение. В некоторых случаях после посещения пяти процедур ребёнок начинал проявлять речевые функции, желание общаться с окружающими, объяснять свои желания при помощи слов, фраз. При дальнейшем выполнении такой терапии у ребёнка снижается вероятность появления вторичных нарушений в структуре речевого дефекта, сколиоза и проблем с осанкой.

Источник

Как делать логопедический массаж детям для развития речи

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

Читайте также:  Видео массаж живота мужчине

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Массаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Лечение распространенных заболеваний
Adblock
detector