Массаж для слабого языка

Массаж
Содержание

Проведение логопедического массажа языка и губ в домашних условиях

Неправильное произношение звуков – проблема, огорчающая детей и родителей. Подготовить органы речи к работе, активизировать мышцы, исправить дикцию поможет логопедический массаж. Если проблема не слишком серьёзна, его проводят самостоятельно после получения консультации врача-логопеда. Логопед определяет степень нарушений. При небольших затруднениях правильно проведённые сеансы массажа с одновременной коррекцией дикции помогут решить проблему. Если речь ребёнка сильно отклоняется от нормы, работа над правильным произношением звуков займёт много времени.

Показания и противопоказания

Специалист порекомендует логопедический массаж, если у ребёнка:

Врачи назначают этот вид процедур детям, не начавшим говорить в два-три года, т.к. он проводится и для развития речи.

После обращения к специалисту станет понятно, почему возникли дефекты речи. При сложных случаях нарушений необходима консультация невропатолога. Обследование покажет, стоит ли назначать массаж, нет ли противопоказаний, таких как:

Могут возникнуть другие противопоказания, поэтому окончательное решение по вопросу, назначать массаж или нет, принимает врач.

Методика воздействия

Методика логомассажа разработана недавно. Это серьёзная лечебная процедура, требующая специальной подготовки.

В начале, проверяется степень активности рвотного рефлекса у ребёнка. Затем ротовая полость очищается специальным устройством. Это ещё одна причина, по которой массаж языка ребенку должен выполнять специалист. Однако при небольших отклонениях логопед покажет, как очищать рот и проводить процедуру в домашних условиях.

Первые сеансы длятся 1-2 минуты, чтобы у ребёнка не возникло неприятных ощущений, а мышцы привыкли к нагрузке. Даже если отторжения не происходит, первые процедуры не должны занимать больше 5 минут. Постепенно количество упражнений и продолжительность массажа растут.

Логопед определяет, чем будет проводиться процедура:

Иногда логопед рекомендует ежедневный массаж языка. Однако оптимально проводить процедуру через день, чтобы мышцы и языковые рецепторы успевали отдохнуть.

После обследования врач определяет вид массажа, количество сеансов и их продолжительность. От того, повышен или понижен мышечный тонус, зависят набор упражнений и схема движений во время процедуры.

Виды логопедического массажа

Классический массаж воздействует на проблемные зоны теми же приёмами, что и обычный.

Точечный предполагает массирование биологически активных точек, где бы они ни находились. Во время такой процедуры массируются стопы, уши, затылок, кисти рук, спина.

В кабинете логопеда находится оборудование для зондового или аппаратного массажа ротовой полости и мышц тела.

Процедура своими руками

Делать массаж дома можно после прохождения специального инструктажа. Пробный сеанс проведите при обращении к логопеду: он укажет, на что обратить внимание.

Избыточное слюноотделение уменьшится, если ребёнка научить сглатывать слюну и хорошо жевать.

Удобно массировать, когда ребёнок:

Последний способ поможет ребёнку не испугаться процедуры. Специалисту удобнее сидеть за головой пациента или справа от него.

Виды движений, применяемые при разных видах домашнего массажа языка:

Соблюдайте основные правила процедуры, чтобы добиться положительных результатов. Завершая сеанс, не забудьте похвалить малыша.

При пониженном тонусе

Если во время обследования выяснилось, что у ребёнка пониженный тонус мышц, массаж выполняют энергичными движениями, постепенно увеличивая силу нажатия (не доводя до болевых ощущений). Начинают его с зоны под подбородком, с шеи и плеч: это косвенно активизирует мышцы, связанные с языком.

Приёмы и направления

Мышцы лица (поглаживать):

Затем можно слегка пощипать подбородок и пройти, легко надавливая, по лицу сверху вниз.

Массаж губ (поглаживать):

Затем можно слегка надавить на губы, пошлёпать их подушечками пальцев.

В ротовой полости

Переходим от губ к языку. Массажный комплекс начинается с поглаживаний дёсен в горизонтальном, потом в вертикальном направлении. Затем массируется нёбо.

Чтобы снизить рвотный рефлекс, переходите его границу постепенно: на новых сеансах увеличивайте зону воздействия.

При повышенном тонусе

Гипертонус отмечают чаще, чем гипотонус. Приёмы логопедического массажа языка здесь менее интенсивные, они помогают расслабиться.

Перед началом посадите ребёнка так, чтобы ему было удобно. Массирование лёгкое, поглаживающее, замедленное. Цель: снизить возбуждение тканей.

Начните с массирования шеи и плеч. Придерживая голову ребёнка, сделайте 3-4 круговых вращения в обе стороны.

Приёмы и направления массирования при гипертонусе такие же, как при пониженном тонусе.

Массирование ложками

Вам понадобятся чайные ложки без узоров и декора, об который можно пораниться. Продезинфицируйте приборы. Потребуются две ложки, однако, подготовьте несколько штук про запас. Движения повторяйте 7-8 раз.

Иллюстрации из книги «Логопедический массаж ложками». Автор Ольга Крупенчук

Техника выполнения процедуры выпуклой частью ложки:

Поворачивая ложку в соответствии с указаниями, продолжайте массирование:

При массировании ложками включаются в работу все элементы речевого аппарата.

Массаж зубной щёткой

Процедура проводится слабыми вибрирующими движениями и круговыми поглаживаниями. Эта техника расслабляет мышцы, находящиеся в гипертонусе. Используется и щетина, и палочка зубной щетки. Язык должен быть расслаблен: помассируйте подчелюстную ямку.

Лечение дизартрии

Одна из причин нарушения развития речи – дизартрия. Она возникает из-за расстройства речевого механизма при поражении центральной нервной системы. Помимо проблем с произношением звуков, наблюдается:

Массаж языка при дизартрии в сочетании с другими методами лечения уменьшает симптомы, расслабляет или стимулирует артикуляционные мышцы.

Логопедический массаж проводят курсами по 10-15 регулярных сеансов с перерывами на 2 месяца. Процедура остаётся нетрадиционным методом лечения и полезна в комплексе с упражнениями для развития речевого аппарата.

Читайте также:  Какие виды массажа в таиланде

Источник

Массаж мышц языка

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.).

Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.

При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок;

при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.;

массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта.

массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;

если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует

выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав (1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40—50 °С; можно добавить немного меда) либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю;

если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти.

указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки (рис. 81);

захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону (рис. 82);

захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений (рис. 83 а, б).

После этого переходят к собственно массажу мышц языка.

1. Большим и указательным пальцами правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно (рис. 84). При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.

2.

Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и

обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой (рис.

3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню (рис. 86).

4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима (рис. 87).

5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения (рис. 88).

6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).

После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.

8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону (рис. 89).

9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой (рис. 90).

При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:

движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

в основном используются приемы разминания и перетирания; как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;

при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.

1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой (рис. 91).

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (рис. 92).

3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой (рис. 93).

4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 94 а).

5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (рис. 94 б).

6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка (рис. 95).

7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки).

8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Источник

Логопедический массаж для детей в домашних условиях: виды и рекомендации по проведению массажа

Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.

В каких случаях нужен логопедический массаж

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.

Последовательность выполнения

Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

Расслабляем мимическую мускулатуру

Расслабляем мышцы губ

Расслабляем мышцы языка

Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

Последовательность выполнения

Активизируем мимическую мускулатуру

Активизируем мышцы губ

Активизируем мышцы языка

Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Массаж, гимнастика и упражнения в домашних условиях для языка для детей: видео занятий при повышенном тонусе

Речевое развитие у детей протекает по-разному. Первые навыки малыш получает в кругу своей семьи. Задачей родителей является обеспечение условий для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Как правило, ребенок, который плохо владеет речью, имеет низкую успеваемость. Это не всегда говорит об его умственных способностях. Возможно, он стесняется недостатков своей речи или не может правильно сформулировать мысль. Устранить дефекты речи поможет массаж и речевая гимнастика.

Симптомы гипертонуса языка у детей

Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.

При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.

Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».

Причины гипертонуса

Существует немало причин, из-за которых появляется гипертонус лицевых мышц у детей. Наследственность, родовая травма, аномальная беременность, проблемы психического развития, нарушение речевого аппарата – это лишь часть распространенных причин. Помимо перечисленных проблем, повышенный мышечный тонус появляется вследствие заболевания матери или ребенка:

Диагностические мероприятия

Чтобы определить, есть ли у ребенка гипертонус лицевых мышц, необходимо пройти обследование. При первых признаках патологии родителям следует проконсультироваться с педиатром, который после осмотра направит малыша к невропатологу, психологу, дефектологу и логопеду. Иногда рекомендована нейросонография (УЗИ исключит или подтвердит наличие патологии в головном мозге).

Окончательное заключение может быть сделано только после выводов специалистов. Если у ребенка диагностирован гипертонус, нельзя пропускать плановые медицинские осмотры. Патология нередко сопровождается нарушениями общего развития и рефлексов.

Что делать?

Чтобы наладить работу мышц и двигательную активность, рекомендуется артикуляционная гимнастика. Делают ее регулярно по несколько раз в день. Занятия полезны для всех детей, они улучшают подвижность речевого аппарата, способствуют правильному положению языка и губ и, соответственно, чистому произношению.

Для устранения речевых дефектов у детей также производится массаж языка. Оптимальным возрастом для начала занятий считается 2–3 года, а в возрасте 4–5 лет, помимо массажа и гимнастики, рекомендованы специальные речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная зарядка применяется для укрепления и развития речевого аппарата. Благодаря ей язык, небо, губы и челюсти работают слаженно. Она включает целый ряд упражнений – их задача состоит в том, чтобы наладить работу артикуляционных органов, сделать их более сильными и подвижными, обеспечить нормальное положение языка и научить ребенка произносить звуки правильно.

Малыши 2 лет достигают вершины речевого развития и способны воспроизводить звонкие и глухие звуки, а до 4-летнего возраста ребенок учится произносить Л, С, Й и Э. Если в произношении присутствуют ошибки, гимнастика поможет ребенку 2–4 лет говорить правильно, а начиная с 5-летнего возраста – устранить дефекты речи. Гимнастика заключается в таких упражнениях:

Массаж языка и губ

Массаж языка облегчает правильное воспроизведение звуков ребенком. Он нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц, увеличивает амплитуду их движений и улучшает координацию органа. Процедура проводится логопедом от 10 до 15 раз. Длительность сеанса составляет 10–20 минут. Существуют различные виды массажа:

При желании родители могут делать массаж в домашних условиях самостоятельно, предварительно ознакомившись с техникой по видео. Дети постарше выполняют процедуру собственноручно. Стоит отметить, что массаж противопоказан, если ребенок простужен, болеет стоматитом, конъюнктивитом, гингивитом или у него увеличены лимфатические узлы.

Прежде чем приступить к выполнению процедуры, важно, чтобы малыш расслабил область шеи, нижнечелюстного и плечевого отделов – тогда язык будет расслаблен. Движения во время массажа необходимо выполнять от корня к кончику органа. Лучше всего массаж делать в лежачем положении, подложив под голову малыша валик. Процедуру проводят, выждав, как минимум, пару часов после приема пищи.

В домашних условиях массаж можно делать пальцами или при помощи зубной щетки. Техники выполнения массажа представлены в таблице.

Массаж губ Массаж языка пальцами Массаж зубной щеткой
Два пальца устанавливают поочередно справа и слева над верхней губой и совершают круговые движения Большой палец размещают над языком, а указательный и средний – под ним. Язык без усилия трут с обеих сторон поочередно Слева направо щеткой на языке рисуют зигзагообразную дорожку
Аналогичные движения повторяют по центру над верхней и под нижней губой Процедуру повторяют, но растирающие движения теперь осуществляют по спирали Теперь на поверхности языка делают круговые движения
Легкое пощипывание вокруг губ Далее слегка хлопают по всей поверхности органа и мнут мышцы языка От корня к кончику органа щеткой ставят точки
Каждое упражнение делают около 2–3 раз Орган сжимают по бокам Похлопывают всю поверхность языка
В завершение язык слегка пощипывают и массируют уздечку Точечными движениями проходятся слева, по центру и справа языка
Повторяют круговые движения.

Специальные упражнения

Упражнения бывают двух видов: статические и динамические. В первом случае необходимо зафиксировать язык на 7–10 секунд, а во втором – двигать (виды упражнений представлены в таблице). Эффективность артикуляционных упражнений зависит от следующих правил:

Чем опасен гипертонус?

Поскольку гипертонус у младенцев отклонением не считается, многие родители заблуждаются, полагая, что он не опасен и в более старшем возрасте. Однако если тонус у ребенка не нормализовался до 3–6 месяцев, следует проконсультироваться с педиатром.

Если не принять меры своевременно или проигнорировать проблему, гипертонус может стать причиной появления серьезного отклонения в развитии малыша. Последствиями могут быть:

Профилактические мероприятия

Польза развития речи у ребенка неоспорима – массаж и гимнастика оказывают благоприятное влияние на кровообращение и эластичность мышц. Упражнения являются хорошей профилактикой речевых отклонений и рекомендованы даже при отсутствии гипертонуса.

Специалисты рекомендуют больше общаться с детьми, задавать вопросы, чтобы малыш учился говорить и излагать мысли самостоятельно. Артикуляционную гимнастику рекомендуется совмещать с рисованием, лепкой, конструированием. Замечено, что дети с широким кругозором, разговаривают лучше.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Лечение распространенных заболеваний
Adblock
detector