Массаж если ребенок не разговаривает

Массаж

Логопедический массаж в работе в неговорящими детьми

Евгения Иванова
Логопедический массаж в работе в неговорящими детьми

Логопедический массаж в работе с неговорящими детьми.

Иванова Е. В., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа, учитель-логопед.

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М. : ACT: Астрель, 2006.

2. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. Дисс. канд. пед. наук. / И. Б. Карелина. – М. : 2000, 172 с.

3. Карелина И. Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. – М. : Гном. 2013, – 63 с.

4. Куничев Л. А. Лечебный массаж. [Текст]: Справочник для средних медицинских работников. – Изд. 3-е стереотип. – Л. Медицина. – 1995, – 216 с.

5. Маскутова Д. М. О вербальных компонентах лечебного массажа. [Текст]: // Novitas Психотерапия, – 1998. – Вып. 4.

Точечный массаж и дыхательная гимнастика От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка ]Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в доме ребенка В России сложилось единое образовательное.

Консультация «Логопедический массаж» Зачем и Кому нужен. (использованы материалы курса Е. Ф. Архиповой по логопедическому массажу) Логопедический массаж

активный метод механического.

Массаж лицевых и артикуляционных мышц Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей.

Рекомендации для педагогов «Игровой массаж» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «Д/САД № 98» ГОРОД МАГНИТОГОРСК Рекомендация для педагогов.

Специальные методы и приемы в работе с неговорящими детьми ПДС для специализированных групп «Роль специальных методов и приемов в преодолении отставания в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

Точечный массаж и самомассаж в детском саду «Неболейка» (Массаж для профилактики простудных заболеваний) Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживают шею ладонями сверху.

Источник

Массаж поможет говорить

Если ребенок не говорит или говорит плохо, это сказывается на его дальнейшем развитии. Логопед Оксана Приходько своей уникальной методикой учит малышей лучше говорить с помощью… дифференцируемого логопедического массажа.

Многие детишки, попадая в заботливые руки Оксаны Георгиевны, начинают не только говорить, но и познавать мир. Логопед, о котором с благодарностью вспоминают сотни родителей, поделилась с читателями “МК” секретами своего метода и рассказала, как диагностировать отклонения у младенца на первом году жизни.

Одна из самых тяжелых пациенток логопеда — Аня Румянцева. Сейчас Ане 25 лет, и она чемпионка Москвы и России по плаванию среди подростков-инвалидов и бронзовый призер Паралимпийских игр. А когда-то девочку привели еще к маме Оксаны Приходько, врачу-дефектологу. В медкарте Ани значилось: “некурабельность”. Диагноз, означающий, что ребенок не будет продвигаться в своем психоречевом развитии. Никто не мог и мечтать, что с таким клеймом девочка сможет нормально адаптироваться к жизни. Однако благодаря постоянным занятиям и массажу в семь лет Аня впервые пошла и заговорила. О том, что когда-то она была серьезно больна, напоминают лишь незначительные недостатки в походке и речи.

Мой ребенок будет нормальным?

Не раз Оксане Георгиевне приходилось слышать от мамочек этот вопрос, задаваемый со смесью страха и надежды. На них логопед всегда отвечает честно.

Обнадеживать и обманывать родительницу нельзя, считает Приходько, но страху нагонять тоже не следует. Иначе мама может не выдержать и отказаться от ребенка, а ведь прогресс развития малыша зависит в первую очередь от нее самой. А вот в какой форме нужно преподносить правду, зависит от самой мамы. Одну, по мнению Оксаны Георгиевны, нужно припугнуть: мол, если она не займется ребенком, то положительного результата не будет, а другой достаточно наметить лечение и просто помогать по ходу.

— По молодости я задавала себе вопрос: зачем жить детям, которые полностью не реагируют на внешний мир, плохо видят, плохо слышат, не могут говорить и никакой надежды нет? — поделилась с “МК” Оксана Георгиевна. — Но потом ставила себя на место этой мамы… Я видела женщин, которые начинали светиться счастьем от того, что их тяжело больной ребенок просто посмотрел на них.

Сейчас много детей рождаются с патологиями. И если тяжелая генетическая патология может быть обнаружена в утробе матери, то менее явные нарушения отследить на стадии беременности невозможно. А когда малыш появляется на свет, проблемы с его здоровьем растут как снежный ком. Причин отклонений — масса: плохое здоровье матерей, курение, алкоголизм, экология, генетическая предрасположенность, хронические болезни и многое другое.

Если патологии были диагностированы с первых месяцев, то их легче устранить. На памяти Приходько много таких случаев, когда детей с нарушениями вылечивали.

“Если ребенок в 6 месяцев не сидит, нужно обратится к врачу и проконсультироваться! Бывает, что патология спит в ребенке, как бутончик, и если появляется толчок в виде температуры или судорог, то она может раскрыться в полном виде”, — объясняет “МК” Оксана Георгиевна.

Специалист из маршрутки

Приходько 16 лет проработала в детской психоневрологической больнице №18 логопедом-дефектологом. Да и сейчас не только читает студентам лекции, а еще и ведет прием пациентов. Хотя Оксана Георгиевна не только практикующий дефектолог — она заведующая кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета. Ее дочка говорит, что мама консультирует детей везде — и в метро, и в электричке, и в маршрутке.

— Я сразу вижу таких детей: рот приоткрыт, губы чуть вялые. Мама иногда и сама не знает, что ее ребенок болен, — рассказала Приходько. — Родители на такие откровения реагируют по-разному. Кто-то признается, что подтверждены их подозрения, а кто-то отказывается соглашаться. Но ребенка-то нужно лечить, и чем раньше, тем это будет эффективнее.

Совсем недавно в одну маршрутку с Оксаной Георгиевной сели мама с дочкой — прямо там дефектолог поставила диагноз и назначила коррекционный курс: “Я получила большое удовлетворение от того, что помогла! Эта семья приехала из другого города, искала специалиста, чтобы вылечить дочку, — и нашла его в маршрутке”.

Проблемы родом из детства

По официальным данным, 86% детей рождаются с невропатологическими отклонениями. Одним не дала здоровья природа, другие получили родовые травмы.

Близнецы Леня и Володя Наконечные стали жертвой врачебной ошибки. Их маме, когда она еще носила детей под сердцем, случайно вкололи стимулятор родов, и мальчики родились семимесячными. Врачи оценили состояние детей, и Володю положили в специальный кувез, где поддерживаются оптимальные условия для развития ребенка. Леня чувствовал себя лучше, поэтому его поместили в обычную кроватку. Но ночью у мальчика была остановка дыхания и сердца, длительные судороги, и состояние резко ухудшилось. После чего Леня приобрел стойкие отклонения в развитии. Вскоре дети попали к Оксане Приходько.

Читайте также:  Массаж внутренней стороны ног

С ребятами логопед занималась не один год по своей методике, регулярно делала массаж и занималась развитием познавательной и речевой деятельности. Сначала оба малыша проходили одинаковые процедуры, но у Вовы прогресс шел намного быстрее, чем у брата. Мальчик стал говорить и в дальнейшем успешно отучился в общеобразовательной школе, а потом закончил и колледж. У молодого человека от былого диагноза ДЦП остался легкий косметический дефект — он прихрамывает. А вот у Лени судьба сложилась иначе: молодой человек на всю жизнь остался тяжелым инвалидом.

Простые движения для больших результатов

— Не нужно говорить, что все дети индивидуальны и у каждого свой срок заговорить. Это не так, — замечает Приходько. — Ребенок может говорить отдельные маленькие слова, но осмысленно. Говорить “мама” и смотреть именно на нее.

С помощью массажа можно в тяжелых случаях уменьшить степень проявления, а в легких случаях — и вовсе устранить. Массировать нужно язык, губы и даже руки.

Оксана Георгиевна ставит фоном детские песенки и начинает сеанс массажа. Если ребенок боится, то сначала она делает массаж его маме, чтобы малыш понял, что это не страшно. Если с ручками и губами все понятно — их аккуратно массируют круговыми движениями, легко похлопывают и пощипывают, то для языка нужно использовать специальные приспособления. Но можно взять и обычную зубную щетку. Массировать нужно от корня к кончику, поглаживая, и похлопывать. Родители могут делать это и сами, предварительно получив консультацию у невропатолога. Ведь даже для таких на первый взгляд простых действий есть противопоказания: высокая температура, судороги, истерика у малыша. А когда специалист показал, что именно нужно делать, можно и самим делать массаж ребенку.

Ленивая природа

Оксана Приходько говорит, что успех в развитии проблемных детей складывается из трех критериев: природные данные, помощь специалиста и забота матери. Если чего-то из этих трех составляющих не хватает, то обязательно вылезет какая-нибудь патология. Однако, по мнению дефектолога, мамина любовь не должна переходить границы разумного. На ее глазах многие мамы, разбаловав ребенка и не приучив его себя обслуживать, сделали его жизнь хуже: “Нельзя все делать за ребенка!” Логопед считает, что первоочередная задача матери ребенка-инвалида — научить его себя обслуживать. Мотивация — великая вещь: если хочет есть, то он будет стараться и в конце концов научится держать ложку.

Но бывают такие родительницы, которые надеются, что все дефекты пройдут со временем. Оксана Георгиевна рассказала, что однажды к ней привели девочку с задержкой психического развития. Маме дефектолог набросала программу по восстановлению ребенка и велела прийти через три месяца. Мама заявилась спустя полтора года, когда ребенку уже исполнилось три с половиной, и призналась, что по рекомендованной методике не занималась. Девочка ушла с диагнозом “умственная отсталость”…

Только не говорите мужу!

По словам логопеда, на пап диагнозы действуют по-разному. У Оксаны Георгиевны был такой случай, когда семейная пара приехала из Орла показать дочку. Врач диагностировала умственную отсталость и, перед тем как объявить об этом, попросила папу под благовидным предлогом выйти из комнаты. Когда мать услышала диагноз, она разрыдалась и взмолилась: “Только не говорите нашему папе — он нас бросит!” Приходько оставила правду на усмотрение матери: “Здесь я на ее стороне — отцы очень часто бросают семьи с больными детьми”.

— Я стараюсь никого не осуждать, — философски говорит Оксана Георгиевна. — Есть у меня знакомая, которая сдала своего больного ребенка в детский дом. Она работает стюардессой, а ребенка оставлять не с кем. От своего малыша она не отказалась, приходит к нему при любой возможности, но домой взять не может: оставлять не с кем, родственников нет.

Молодая старородящая

Сейчас многие строят планы: вот выучусь, поработаю немножко, а потом, после 30, найду мужа и рожу ребенка. Оксана Георгиевна считает, что лучше рожать до 30 лет и не позже — ведь потом шансы родить неполноценного ребенка многократно увеличиваются. Перед тем как запланировать беременность, врач советует обследоваться и вылечить обнаруженные болезни. Потому что при беременности они резко обострятся, а лечение может вызвать нежелательные последствия у ребенка.

За малышом с первых дней его жизни нужно постоянно следить и, если что-то идет не так, срочно бить тревогу и обращаться к специалистам.

— Мама с папой считают, что главное, чтобы ребенок был красиво одет, у него были дорогая коляска и большие плюшевые игрушки, но это не так! Ребенку нужны забота родителей и постоянное общение с ними, — резюмировала Оксана Приходько.

Источник

Задержка развития речи и массаж

Сходили в 1,5 года к неврологу и нам поставили такой диагноз. потому что мы мало и плохо говорим. например:

курочка (я говорю ко-ко) — а произносим: уууу

дай — произносим: да

ну и все в таком духе

прописали: пантогам 1,5 мес

и логопедический массаж воротниковой зоны и речевой мускулатуры

кому назначали такое, поделитесь мнением

Немногие мамы, имеющие малышей до года, задумываются о том, правильно ли развивается у ребенка артикуляционный аппарат. И совершенно напрасно!

Развитие речи – одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет. Ребенок 3 месяца уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания. Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.

Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные. Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит. С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.

Неотъемлемой частью занятий по развитию речевых навыков малыша может стать логопедический массаж. Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.

Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.

Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следуетпосоветоваться со специалистом. Чаще всего логопеды сами проводят сеансы массажа деткам, которым он показан. Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно. После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.

Пройдя курс логопедического массажа у специалиста, мама может попытаться делать некоторые простые упражнения, которые на ее глазах проводил логопед, самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.

Читайте также:  Массаж в патонге советы

Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.

Одним из основных массажных приемов является похлопывание. И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.

Массаж рта, который логопеды проводят специальными приспособлениями или зубными щетками, не каждая мама отважится делать своему ребенку. Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный ребенок 10 месяцев. В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.

Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.

Источник

Массаж если ребенок не разговаривает

Речь – это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность [6, с. 78].

На сегодняшний день одной из основных проблем в области логопедии и дефектологии является задержка речевого развития (ЗРР). Согласно статистике, задержкой речевого развития страдает каждый пятый ребёнок. Задержка речи у ребёнка очень настораживает родителей и, если вовремя не принять меры по её устранению, она может перерасти в огромную проблему.

ЗРР представляет собой более позднее в сравнении с соответствующей возрастной нормой овладение устными речевыми умениями детьми младше трёхлетнего возраста. Это состояние характеризуется качественным и количественным нарушением развития словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразы к двухлетнему возрасту и связной речи к трёхлетнему возрасту [4, с. 42].

Как утверждают многие отечественные психологи и педагоги, речь является неотъемлемым звеном в процессе социализации ребёнка в современном обществе. Кроме того, опираясь на литературные источники, с уверенностью можно сказать, что речевая деятельность – это искусный, тонкий психологический процесс, формирование которого происходит в первые годы жизни ребёнка. Соответственно, процесс овладения речью в ходе онтогенеза обладает специфическими и индивидуальными характеристиками и зависит от множества факторов, к которым можно отнести:

а) пол ребёнка (у мальчиков данный недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек;

б) социальная среда;

в) внутрисемейные взаимоотношения;

г) физическое и психическое развитие;

д) функционирование нервной системы и т. д.

Теперь подробно рассмотрим возможные причины, приводящие к ЗРР. Их можно распределить на две большие группы: причины биологического и причины социального характера. Прочный фундамент, который более сложно поддаётся коррекции, таят в себе биологические причины. Они имеют органическую основу. Сюда специалисты относят пренатальное поражение головного мозга ребёнка: минимальная мозговая дисфункция, гипоксия плода, инфекционные заболевания. Кроме того, в анамнезе таких детей наиболее часто встречаются такие нарушения, как: асфиксия, родовые травмы, недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые заболевания. Также необходимо учитывать функционирование слухового анализатора ребёнка: если у ребёнка имеются нарушения слуха, то и развитие речевой функции будет задержано, и она будет претерпевать ряд изменений. Немаловажным фактором служит и генетическая предрасположенность к нарушениям речи: если родитель заговорил в достаточно позднем возрасте, то велика вероятность, что данный недуг передался и ребёнку [3, с. 100].

Социальные причины имеют иной фундамент и более легко поддаются коррекционному вмешательству. Социальные и педагогические предпосылки кроются в неблагоприятной окружающей среде внутри семьи, которая, как правило, приводит к дефициту речевого общения. К причинам социального характера можно отнести педагогическую запущенность, гипо- или гиперопеку, «синдром госпитализма» по причине частых болезней ребёнка, переездов или по причине нахождения в неблагополучной семье; присутствие двуязычия в семье, неблагоприятной речевой среды и стрессов [5].

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что огромное воздействие на развитие речи в раннем возрасте оказывают как недостаток речевого общения, так и слишком информированная окружающая среда. Здесь ребёнок, как правило, сталкивается с избытком информации, которая не интересна ему и не соответствует возрасту. Итогом такой ситуации становится отказ ребёнка слушать речь, вникать в сказанное; малыш отказывается осмысливать и осознавать значение слов и фраз. В дальнейшем ребёнок начинает пользоваться в речи шаблонными фразами, которые не имеют отношения к возникшей ситуации.

Также следует отметить, что процесс речевого развития напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка. Именно по этой причине с самого рождения ребёнка окружающие его люди должны принимать меры, которые позволят развить это необходимое умение и обеспечить дальнейшее развитие речевой функции и, как следствие, его успешную учёбу и социализацию. К таким мерам можно отнести массаж пальцев и ладоней младенца, приобретение игрушек и погремушек с шершавой и неоднородной поверхностью и деталями; в дальнейшем игрушки со шнуровкой, Су-Джок шарики, кольца и т.д.

Задержка речевого развития не может изначально протекать бессимптомно. На различных стадиях речевого развития у таких детей проявляются характерные признаки, которые указывают на нарушенное развитие. Например, в течении доречевого периода у ребёнка может наблюдаться малая активность гуления, лепета, беззвучность речи, вокализации однотипного характера. Самой яркой причиной выступает отсутствие на звуки речи, игрушек у ребёнка в возрасте 1 года. Эта причина должна всерьёз насторожить родителей. Позднее ЗРР может проявляться в неактивных попытках повторения слов окружающих людей ребёнком в возрасте 1,5 лет, невозможность выполнить простую словесную инструкцию, воспринимаемую на слух, отсутствие самостоятельных слов в активном словаре; использование неречевых средств коммуникативного общения. В итоге, к трём годам у ребёнка может возникнуть полное отсутствие самостоятельной, ситуативной речи. Его речевые возможности будут ограничиваться лишь употреблением в речи заученных слов, фраз [2, с. 151].

Устранение задержки речевого развития – очень трудоёмкий, комплексный, длительный процесс, требующий внимания специалистов педагогического, психологического, дефектологического и медицинского направлений. Ребёнку назначается педиатром полное медицинское обследование, которое включает в себя следующие процедуры: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ. Далее обследование проводят отоларинголог и невролог. С ребёнком практически ежедневно будут проводить коррекционную работу детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог.

Родителям необходимо понять, что исключительно логопедической помощи в устранении ЗРР у ребёнка будет недостаточно. Необходим приём медикаментозных средств, осуществление различных физиотерапевтических процедур. Но терапия с применением лекарственных препаратов будет приносить мало результатов, если родители откажутся от вспомогательного педагогического влияния со стороны дефектолога и психолога. Также близким родственникам необходимо освоить логопедический массаж и специальные упражнения, которые помогут гораздо быстрее и продуктивнее справиться с недугом своего ребёнка.

Безусловно, каждый специалист в процессе обследования, лечения и коррекционной работы использует свои средства и методики, которые исключительно в положительном направлении влияют на психическое, физическое и речевое состояние ребёнка. В первую очередь, специалистом с родителями обговаривается необходимость создания благоприятной и комфортной речевой среды, в которой необходима демонстрация правильной речи, которая должна служить «толчком» в стимулировании речевой деятельности ребёнка. Далее речь ребёнка корригируется на логопедических занятиях.

Логопед в своей работе с детьми с ЗРР может применять различные методики: игровые технологии, работу со стихотворениями, мнемотехнику, пескотерапию, моделирование, метод проектной деятельности, массаж. Массажные методики в данном случае делятся на две категории: логопедический массаж (массаж лица, языка, щёк) и массаж воротниковой зоны. Подробнее хотелось бы остановиться на работе с воротниковой зоной.

Читайте также:  Массаж для ребенка 3 месяца видео для начинающих

Трудно переоценить важность и необходимость такого коррекционного средства при ЗРР, как массаж шейно – воротниковой зоны. Многие специалисты медицинского профиля изучали зависимость речи и состояние шейного отдела ребёнка: очень часто встречались застойные явления из-за постоянного напряжения воротниковой зоны (неправильно положение туловища во время сна, родовые травмы, долгое нахождение в сидячем положении и т.д.). К сожалению, на сегодняшний день этому средству коррекции речевых патологий отводится мало внимания. Именно по этой причине ниже мы раскроем необходимость внедрения в логопедию этой методики.

Согласно медицинским источникам, массажные методики шейно-воротникового отдела могут привести в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы в целом. Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который локализуется в самом основании шеи. Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует – более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов. Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.

Необходимо учитывать, что даже минимальное повреждение шейного позвонка Атлант чаще всего приводит к его смещению. Результатом данного повреждения становится нарушение, снижение мозгового кровотока из-за сужения или пережатия артерий каналов позвоночника. Так как кровообращение во всём организме нарушается, его жизнедеятельность начинает заметно страдать. Это проявляется в проблемах с ОДА, понижении умственных способностей и осознанности, болезни органов и систем, мигренях, головокружениях, эпилепсии, нарушении функционирования речевых зон (возможен отказ от речи, непонимание сказанного), ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека. Естественно, что при таком раскладе ребёнок будет развиваться неполноценно. Помимо вышесказанного, неправильно расположенный шейный позвонок оказывает значительное давление на спинной мозг. Сигналы организма доходят до нервной системы с опозданием, что снижает способность мозга к обработке инфорации, влияет на время и правильность, адекватность реакции.

Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается интерес к речи, внимание, ясность ума, осознанность и память. Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, не может выполнить элементарные инструкции; у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что логопед в работе с ребёнком, имеющим ЗРР, должен использовать не только методики, развивающие речевые умения, но и массажную технику шейно-воротникового отдела, необходимую для восстановления нормальной физиологической базы детского организма. Массаж воротниковой зоны у детей способствует увеличению притока крови к мозгу (в частности лучше снабжается кровью речевая зона), питательных веществ и кислорода. Далее подробно рассмотрим методику массажа при ЗРР.

Чтобы использовать в логопедической практике массажную технику шейного отдела, специалисту необходимо пройти медицинские курсы, получить основные, базовые медицинские знания анатомии и физиологии детского организма, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. В методике использования массажа первый и самый важный шаг – расположить к себе ребёнка. Процедура должна проводиться в непринуждённой обстановке, даже если логопед работает в медицинском кабинете. Комната должна быть оборудована игрушками, кушеткой, табуреткой либо небольшим креслом для проведения процедуры массажа. В обстановке комнаты ни в коем случае не должно встречаться предметов, которые могут напугать ребёнка или вызвать у него негативную реакция – шприцы, клизмы, градусники – всё это необходимо убрать с глаз. В ходе выполнения массажа на заднем фоне можно включить расслабляющую классическую музыку либо весёлые детские песенки. Перед процедурой необходимо поинтересоваться у ребёнка, как он себя чувствует, как у него прошёл день, болит ли у него что-нибудь и т. д. Главная цель – максимальное расслабление ребёнка [1, с. 52].

Если ребёнок посещает логопедические занятия у специалиста (логопеда, логопеда-дефектолога), который делает ему массаж, то занятие можно построить следующим образом: речевая разминка, знакомство с темой занятия, побуждение ребёнка к говорению с помощью различных методик и игровых упражнений и, как только ребёнок ощутит усталость, необходимо прекратить занятие и сделать ему массаж по требованиям, изложенным ниже. Во время выполнения массажной техники необходимо общаться с ребёнком, повторять пройденный материал.

Во время массажа движения выполняются сверху вниз, при этом необходимо избегать область позвоночного столба. Массаж начинают с легкого поглаживания, давление постепенно увеличивается, движения переходят в «растирание» и «выжимание». После «выжимания» переходят к растиранию. Его выполняют тремя пальцами: указательным, средним и большим; разминают, как правило, трапециевидную мышцу. Завершается массаж растиранием и разминанием по верхней части спины и по плечевым суставам. Продолжительность одного сеанса массажа составляет на начальных этапах 15 минут, позднее – до 25 минут. Следует отметить, что при наличии табурета в массажном кабинете или комнате, необходимо приобрести высокий стол. В таком случае, массаж будет выполняться следующим образом: табурет необходимо поставить перед высоким столом. На стол кладётся мягкая, удобная подушка (желательно яркая, детская), на которую опускается голова ребёнка [1, с.43].

Так как массаж выполняется логопедом, специалисту ни в коем случае нельзя молчать во время процесса: любое движение сопровождается речью в спокойном, нежном тоне (тем самым мы провоцируем ребёнка с ЗРР на говорение). Необходимо учитывать тот факт, что при выполнении массажной техники ребёнок может испытывать болевые ощущения. В таком случае необходимо уменьшить силу давления и постараться максимально расслабить напряжённую мышцу.

Вообще, детский массаж имеет ряд специфических особенностей и требует повышенного внимания со стороны специалиста и особого оснащения рабочего кабинета. Кроме того, для каждой возрастной группы детей в медицине существуют определённые требования, предъявляемые к специалисту: например, детям до годовалого возраста можно выполнять массаж исключительно после достижения ими семи недель. Для таких пациентов разрешается только поглаживание воротниковой зоны. После достижения ребёнком 6 месяцев допускается применение приёма растирания шейно-воротниковой зоны. Трапециевидные мышцы необходимо массажировать сверху вниз и ни в коем случае не допускать давления на позвоночник, так как кости и мышцы ребёнка ещё не окрепли и вместо пользы можно нанести необратимый урон.

Необходимо отметить, что при правильном выполнении массажной техники, можно уже после первого посещения массажного кабинета убедиться в положительном эффекте массажа шейно-воротниковой зоны. Если ребёнок был гиперактивным, неусидчивым, то после процедуры ребёнок становится более расположенным к занятиям, может дольше слушать, выполнять задания и словесные инструкции. Самочувствие ребёнка заметно улучшается, исчезают головные боли и головокружение. В некоторых случаях после посещения пяти процедур ребёнок начинал проявлять речевые функции, желание общаться с окружающими, объяснять свои желания при помощи слов, фраз. При дальнейшем выполнении такой терапии у ребёнка снижается вероятность появления вторичных нарушений в структуре речевого дефекта, сколиоза и проблем с осанкой.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Лечение распространенных заболеваний
Adblock
detector