Массаж лица по дьяковой

Массаж

Логопедический массаж: виды, техника, достоинства и недостатки

Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж. Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

Далее массажист приступает к массажу рта, поглаживая и растягивая кожу от середины верхней губы, постепенно продвигаясь к углам рта. Нижнюю губу массажируют таким же образом.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

Полезные рекомендации по выполнению

Во-первых, в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых, массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих, массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых, ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

Читайте также:  Массаж лингам и простаты

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.

Источник

Массаж лица по дьяковой

Ожидайте

Перезвоните мне

Статья:

Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса. Фонетические нарушения у них обусловлены различными парезами в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата, поэтому возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц, снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений.

Всем известны виды массажа:

Классический (активизирующий и расслабляющий).

Точечный (активизирующий и расслабляющий).

Это:дислалии; различные виды дизартрии; алалия; неврозоподобное заикание; послеоперационный период при ринолалии; нарушения тонуса мышц, приводящие к нарушениям голоса.

Приступая к самомассажу необходимо учитывать и противопоказания к логопедическому самомассажу:

Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы; инфекционные – ангины, ОРВИ, детские инфекции; стоматологические – стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаление и выпадения зубов; любые органические изменения голосовых связок.

Необходимо соблюдать требования к проведению самомассажа:

проветренное помещение;

отсутствие соматических заболеваний;

выполняется самомассаж только чистыми руками, сухими, теплыми с коротко остриженными ногтями;

— зрительный контроль на начальных этапах;

— соблюдение направлений массажных движений;

— удобное положение тела; отсутствие стесняющей одежды;

В самомассаже используют: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание.

Очень много упражнений с использованием нетрадиционных материалов.

Можно использовать различные игры и упражнения для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин(он показан детям с раннего возраста).

Е. Дьякова рекомендует следующую схему проведения самомассажа :

Массаж головы и шеи;

Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;

Массаж ушных раковин;

Массаж тела, ног, ступней.

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Активный сторонник массажа и самомассажа О.И Крупенчук, автор многих книг по логопедии, практикующий педагог-новатор, автор логопедических массажных зондов. В ходе изучения данных рекомендаций, мною было взято на заметку множество различных приемов.

После посещения семинаров в ООО «Валлекс М» пришла к выводу, что для достижения более устойчивых результатов, для самой сложной категории детей (заикании, дизартрии), хорошие результаты дает использование вестибулярных пластинок, разработанных Российскими ортодонтолагами, но произведенными в Германии из прозрачного гипоаллергенного материала.

Существуют различные виды пластинок, для достижения определенных результатов.

У каждого вида по 2 размера: 3-5лет (с красным кольцом); 5-8 лет (с синим кольцом).

-помогает избавиться от вредной привычки сосания пальца;

— корректирует положение языка;

-повышает тонус круговой мышцы рта;

-способствует нормальному смыканию губ;

— устраняет открытый прикус (межзубный сигматизм);

— переводит ротовое дыхание в носовое;

-устраняет речевые дефекты.

Какая и для чего предназначена более подробно для каждой из категории детей можно ознакомиться на курсах автора В.М.Чапала г. Москва или в учебном пособии: «Коррекция речи детей».

Для категории детей моей логопедической группы подошла классическая модель вестибулярной пластинки MUPPY с бусинкой на спинке языка и с бусинкой на альвеолах. Классическая пластинка позволяет устранить проблему «вялого» языка. Бусинка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении, позволяя одновременно стимулировать спинку языка, поскольку ребёнок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твёрдому нёбу, восстанавливая тонус и подвижность язычных мышц.

Читайте также:  Массаж лица при параличе лицевого нерва видео

Показания:

— дизартрия, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата;

— повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата;

— снимает судорожое напряжение при заикании.

Рекомендуется ношение 5-7 мин перед занятием с логопедом, а также дома по 10мин –(3раза) в день.

В модели пластинки с бусинкой на альвеолах бусинка располагается у альвеол за верхними резцами.

Показания:

— способствует коррекции межзубного сигматизма;

— вялый кончик языка (при пониженном тонусе языка), (ребёнок с РАС );

Выполнены они из эластичного селикона, абсолютно безопасные для детского организма. Не вызывает раздражения, не имеет неприятного запаха.

Удобная экологически безопасная коробочка (индивидуальны, имеют подпись с именем ребенка).

В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и с подгруппой детей одновременно.

Чтобы детям было интереснее 5-7 мин можем использовать релаксацию.

Использование самомассажа возможно в различных видах деятельности.

Перед артикуляционной гимнастикой в подгрупповой работе или индивидуальной.

В ходе выполнения продуктивной деятельности или познавательно- исследовательской и др., значительно сокращая время на выполнение различных видов деятельности.

Задачи

Возможно, сочетание нескольких задач одновременно:

в образовательном направлении:

-владеть простейшими приемами самомассажа;

-усвоить правила (знание того, что движения необходимо производить по ходу текста).

в оздоровительном направлении:

-ускорять циркуляцию крови и лимфы;

-влиять на обменные процессы;

-улучшать подвижности связочного аппарата.

в воспитательном направлении:

-развивать положительные эмоций;

-доверие и внимание к друг другу;

-терпение и чувство юмора;

в коррекционном:

-развивать моторику речевого аппарата.

-нормализовать мышечный тонус.

-развивать фантазии детей;

-развивать фонематический слух;

-дифференцировать звуки речи;

-развивать крупную и мелкую моторику;

Рассмотрим некоторые приёмы самомассажа.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Не циркач я и артист –

сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Самомассаж мышц языка

Один, два, три, четыре, пять, А затем постукаем бережно губами.

Самомассаж начинаем выполнять. Язычок погладим ласково зубами

Чтобы звуки правильно употреблять, Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

Будем щёчки, губки и язычок укреплять. И опять погладим ласково зубами,

Язычок погладим ласково губами А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

Упражнение «Щёточка» Упражнение «Расчёска»

«Раз, два, три, четыре, пять, Зубки в расчёску вдруг превратились

Язык будем щекотать. И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.

Массаж языка с помощью пальцев

Вышли курочки – стали травку клевать. Постучать по язычку в разных местах

кончиком указательного пальца.

Вышли гуси – стали травку щипать. Пощипывать края языка от центра к

периферии большими указательными

Вышли дети – стали по травке бегать и Поочерёдно в быстром темпе похлопывать

скакать. по языку указательным и сред

Упражнения для укрепления мышц губ

Упражнение «Помада» Упражнение «Покусаем губки»

«Губки смазать надо. «Губки зубками кусаю,

Где моя помада?» А потом их приласкаю.»

Самомассаж ушных раковин

1.«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Поэтому применяем и массаж рук и ног.

Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нислежащими отделами центральной нервной системы.

Читайте также:  Воронежская школа массажа официальный сайт

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток, а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Массаж спины (игровой массаж проводимый детьми друг другу). Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Обучение простейшим массажным приемам стоп происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Методы массажа считаем особенно полезеными в логопедической работе, поскольку обеспечивают тактильно – проприоцептивную стимуляцию, способствуют формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Значительно сокращает период постановки звуков, позволяет оказывать скорую помощь более тяжелой категории детей-логопатов.

Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, дает возможность использования в различной обстановке и в любое время режима.

Дети взаимодействуют в игре, осуществляя разнообразные виды деятельности в различных областях, что способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы в условиях интеграции, соответствует ФГОС.

Литература

Источник

Мастер-класс по проведению игрового самомассажа по Дьяковой Е. А.
картотека по логопедии (старшая группа)

Игровой самомассаж в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по проведению игрового самомассажа по Дьяковой Е. А.

Цель логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Процедура самомассажа проводится по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Противопоказания к самомассажу: это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание.

По разработке новых игровых приёмов самомассажа занимались многие педагоги: Акименко В.Н., Архипова Е.Ф., Блыскина И.В., Дедюхина Г.В., Краузе Е.Н., Дьякова Е. А.

Мы хотим Вам показать мастер-класс по проведению игрового самомассажа из пособия Дьяковой Е. А. «Логопедический массаж», М: Издательский центр «Академия», 2005;

Дьякова Е. А. «Логопедический массаж», М: Издательский центр «Академия», 2005;

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло

Это лето к нам пришло.

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к — ушам.

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора

Это осень к нам пришла.

Постукивающие движения подушечками, пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома,

Это к нам пришла зима.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет, ладонями

Это к нам пришла весна.

Поглаживающие движения обеими руками сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Выполняемые действия ребенком

Самомассаж мышц лица

Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук
на области головы, на лбу,
соединить пальцы в корзиночку,

и затем
погладить ладонями по лбу,

волосам,
опускаясь вниз через уши и
боковые поверхности шеи

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба

а затем по переднебоковой
части шеи к яремной ямке

Чтоб он хмуриться не мог

Поглаживание лба от центра к вискам.

Как погладить лобик нам

Не сдвигая кожу там.

Круговые растирание от середины
лба к вискам.

Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу.

Мы по складочкам пройдем,

Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание

пальцами по трем лицевым
линиям.

Щечки крепко разомнем –

Рисовать круги начнем.

Круговое разминание щек,
начиная от жевательных

мышц к уголкам рта.

Гусь пришел, и гусь гогочет.

Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным
и большим пальцами.

Легкое круговое поглаживание щек.

Язык рисует большие круги,

а ладонью щечку сильнее
прижми.

Круговые движения языка с внутренней
стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи
прижимать щеку.

«Нарисовать» 5-6 кругов
в одну и другую стороны.

Погладим сверху вниз,

Указательными пальцами поглаживать
от скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям,

начиная от жевательных мышц.

Сжать губы, надуть щёки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы,

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Лечение распространенных заболеваний
Adblock
detector