Массаж лица при дцп в картинках

Массаж

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Зондовый логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню. Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов. Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.

Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.

Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Массаж лица при дизартрии

Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:

Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:

Для разглаживания мышц между губой и подбородком логопед стоит справа. Двумя большими пальцами он производит поглаживание под нижней губой, продолжая движение до восходящей ветви нижней челюсти.

Точечный массаж при дизартрии

Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж. Его сочетают с двигательными упражнениями и самомассажем при дизартрии, так как активные двигательные упражнения повышают шансы пациента на выздоровление. Основным принципом лечения с помощью точечного массажа является восстановление проходимости и активация деятельности меридианов, нормализация циркуляции энергии и крови.

Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:

Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.

Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают натягиваться. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам. Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд. Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.

Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щёк. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.

Массаж при стёртой дизартрии

Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям. В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии. Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.

В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.

Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.

Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно. Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Источник

Особенности массажа при ДЦП: польза, техника выполнения и возможные противопоказания

Такое заболевание, как ДЦП, поражает центральную нервную систему. Формируется болезнь во внутриутробном периоде. Также может происходить поражение ЦНС малыша в процессе родов. Клинические проявления ДЦП видны уже в первый месяц или год после рождения.

Читайте также:  Как делают массаж младенцу

Лечение заболевания проводят комплексным методом. Одной из методик является массаж. Проводится процедура квалифицированным специалистом. Благодаря систематическому выполнению массажных упражнений можно остановить прогрессию патологии и предотвратить осложнения.

Что это за болезнь

ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним. Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции. Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.

Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.

Эффективность процедуры

При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.

Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.

Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.

Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.

За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.

Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.

Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.

Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:

Массаж при гемипарезе путем разминания и растирания помогает предотвратить формирование спаек и отложений на кожном покрове, в таких областях, как сухожилия и мышцы.

Общие рекомендации

Процедура может проводиться как квалифицированным специалистом, так и родственником больного в домашних условиях. Обучиться этому не сложно: во время урока в стационарных условиях достаточно наблюдать за действиями специалиста, после стараясь повторять движения дома.

В ходе процедуры определенные области можно поглаживать, пощипывать, разминать и растирать, использовать вибрационные движения. В любом случае определить вид массажа при ДЦП у взрослых и детей сможет только врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания.

Не нужно заниматься самолечением и самостоятельно назначать курс терапии. В таком случае можно не только замедлить выздоровление, но и нанести дополнительный вред здоровью.

Если у больного повышенная чувствительность кожного покрова, целесообразно задействовать только точечный массаж, который не предполагает разминание и растирание обширных областей.

Перед процедурой необходимо максимально расслабиться и занять наиболее удобное для себя положение. Перед основными движениями проводят расслабляющие классические. Процедуру назначают в комплексе с иными методиками терапии церебрального паралича. Только комплексный подход к терапии заболевания позволяет добиться выздоровления.

О техниках и особенностях проведения

Массаж при ДЦП может проводиться несколькими методиками, особенности выполнения которых будут отличаться. Каждая их техник поможет достичь расслабления мышечного аппарата, а также добиться восстановления определенных функций головного мозга.

Для расслабления мышц проводят нисходящий массаж, в процессе которого в кожный покров втирают анестезиновое средство. Это может быть масло подсолнуха или персика, ланолин, анестезин.

Чтобы снизить мышечный гипертонус, можно задействовать электровибратор, проводить звуковой массаж, который заключается в массировании живота и одновременном произношении шипящих звуков или звука «р-р-р». Добиться снижения мышечного тонуса можно и покачиванием малыша на большом гимнастическом мяче, уложив его на спину или живот. Как делать массаж при ДЦП, зависит от его разновидности.

Классический

Классический лечебный массаж помогает добиться улучшения питания и дыхания мышечных тканей, нормализации функционирования элементов нервной системы, нормализации тонуса мышц. Проводят поглаживание, растирание, вибрационные и разминающие движения.

Изначально доктор массирует шею и воротниковый отдел, после переходит на предплечье, спину, ягодицы, боковые поверхности туловища. Тщательно массируют мышцы под лопатками, и которые к ней прикрепляются. В заключение переходят на живот, ноги и руки (кисти и стопы).

В острую и раннюю стадию протекания заболевания используют такие приемы, как поглаживание, растирание (особенно это касается массажа для рук ребенку с ДЦП). Если присутствует спастическая диплегия, проводят массаж с акцентом на мышцы-разгибатели.

Примерный курс классического массажа для больного ДЦП – 12-15 сеансов.

Улучшающий дыхание

При детском церебральном параличе требуется проведение массажа, улучшающего дыхательную функцию. Это необходимо по причине нарушения деятельности мышц, которые участвуют в осуществлении дыхания. Необходимо регулировать тонус таких мышц, как диафрагмальная, большая грудная, межреберная, малая грудная.

Массаж, улучшающий дыхание, проводится путем:

Стимулирующий развитие костного аппарата

Массаж для детей с ДЦП на дому проводят для нормализации роста трубчатых костей. Используют такие техники, как растирание, вибрация, сотрясение, пунктуация, выполняемые в областях, где локализуются трубчатые кости.

С помощью такой методики можно вызвать рефлекторное раздражение областей с нервами и сосудами, которые отвечают за трофику и ускоряют рост костных элементов. Тщательно обрабатывают пяточные кости при заболевании у детей и взрослых. Данный отдел – рефлекторная зона, которая оказывает специфическое воздействие на весь костный аппарат.

Проводят поколачивание рук, в частности – ладоней, что эффективно воздействует на мышечный аппарат верхних конечностей. Массаж плоских костей проводится с помощью постукивания по выступам.

Сегментарный

При детском церебральном параличе необходимо воздействовать на спинной мозг посредством сегментарного массажа. В ходе процедуры обрабатывают определенные участки кожного покрова, сухожилия, связки, мышцы. Лечебный эффект распространяется на нервные структуры головного мозга. Массаж способствует улучшению кровообращения и трофики тканей в спинном мозге.

Массажные движения начинают от нижнего отдела спины (крестец) и оканчивают шейным отделом позвоночного столба. Далее переходят на лопатки, ягодицы, межреберные промежутки. Используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Чтобы нормализовать мышечный тонус, проводят массирование поясничного и крестцового отделов. Устранить спастичность в конечностях поможет массирование шейного и грудного отделов позвоночного столба.

По системе Манакова

По схеме Манакова массаж проводится путем энергичного вибрационного надавливания двумя или четырьмя пальцами. При этом пальцы не скользят по кожному покрову, а с легкостью проходят вглубь мягких тканей. Это позволяет устранить спайки, болезненные новообразования в виде уплотнений.

Читайте также:  Антицеллюлитный массаж на живот себе

Данная методика – отличное средство для профилактики фиброза и спаек в области мышц, в нервах и сосудах, сухожилиях. Массаж способствует улучшению кровообращения трофики тканей.

Массажные движения начинают от центра, продвигаясь на периферию.

Точечный

Точечный массаж при ДЦП проводят в течение нескольких минут, воздействуя все это время на одну определенную точку. Это может быть надавливание на нее, глубокое прерывистое растирание, разминание по часовой стрелке. Процедура помогает расслабить мышцы, уменьшить патологическую активность клинических проявлений заболевания.

В китайской медицине называют около 700 точек, воздействуя на которые, можно достичь лечебного эффекта.

Логопедический

Для каждого больного в индивидуальном порядке подбирают положение туловища, в котором будет проводиться массаж. Это позволяет избежать патологического тонического рефлекса. Человека могут уложить на спину, положив валик под шею и, согнув ноги в коленных суставах.

В процессе массажа прорабатывается мимическая и жевательная мускулатура. Задействуют поглаживание лба, бровей, носа, подбородка, губ. Также используют растирание, пощипывание, постукивание, растяжение.

Показания и противопоказания к процедуре

Прямыми показаниями к проведению массажа у детей и взрослых с диагнозом «церебральный паралич» считаются:

Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:

Точечный массаж не проводят при:

Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.

Иные методы терапии

Полное восстановление деятельности головного мозга при церебральном параличе, увы, невозможно. Если своевременно и полноценно начать терапию заболевания, можно частично вернуть больному возможность самостоятельного обслуживания и нормализовать двигательную функцию.

Основными задачами терапии паралича выступают:

Чтобы решить поставленные задачи, врач назначает дополнительные лечебные мероприятия, принимая во внимание возраст больного, форму паралича, тяжесть патологических изменений, сопутствующие заболевания. К ним относят лечебную физкультуру и прием лекарственных препаратов, которые способствуют восстановлению нормального мышечного тонуса (например, используют средства Баклофен, Мидокалм, Диспорт и др.);

В лечении детского церебрального паралича активно используют физиотерапевтические процедуры. Не менее эффективны специальные лечебные костюмы. Одним из таковых является костюм Спираль, с помощью которого можно стимулировать компенсаторную возможность организма, уменьшить спастичность мышц.

Восстановить речевую функцию поможет врач-логопед. Вернуть двигательные навыки – лечебные тренажеры, ходунки, велосипеды, специальные кресла. Если имеющиеся нарушения двигательной функции невозможно устранить консервативными методиками, проводят оперативное вмешательство.

В ходе операции проводят удаление контрактуры мышц, пластику сухожилий, вмешательства на поясничном отделе. В некоторых случаях прибегают к нейрохирургической терапии – стимуляции спинного мозга.

Из лекарственных препаратов также используют средства, способствующие улучшению кровотока в головном мозге. К таковым можно отнести препараты Актовегин, Глицин, Церебролизин и др. Кроме того, активно назначают биологически активные добавки и средства с антиоксидантами в составе.

Профилактика и прогноз

Каким будет прогноз заболевания в том или ином случае, зависит от формы паралича у ребенка, а также насколько своевременно и правильно было начато лечение. В большинстве случаев больным присваивают группу инвалидности. Если терапия была начата своевременно, можно добиться максимального восстановления нарушений.

Чтобы предотвратить развитие детского церебрального паралича, беременной женщине необходимо вести правильный образ жизни, своевременно выявлять и лечить опасные заболевания, включая гипоксию плода. Важно доверить роды опытному специалисту, что поможет избежать ошибок в процессе родовой деятельности, способных сказаться на ребенке.

В заключение стоит сказать, что даже несмотря на то, что заболевание неизлечимо, правильный уход и регулярные занятия со специалистами помогут вернуть больного к нормальному образу жизни. Если в результате заболевания не пострадала умственная способность ребенка, полноценная жизнь возможна.

Источник

Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами

Екатерина Минина
Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорождённых.

У детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Поэтому одним из основных видов деятельности в нашей работе является логопедический массаж, который оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Логопедический массаж проводим в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, по возможности каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускаем его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Перед началом массажа языка выясняем степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Очень важно при логопедическом массаже учитывать положение тела ребенка. Перед началом сеанса массажа тело ребенка приводим в правиль-ное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению, делает более свободным дыхание и облегчает работу учителя-логопеда. При логопедическом массаженаиболее оптимальны следующие положения:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголов-ником;

3) ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры учитель-логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Опыт показал, массируя язык, удобнее сидеть справа от ребенка.

Широко используем так называемые «расслабляющие» массажи.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Рас-слабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяем в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придаем положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Учитель-логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка на спине или полусидя,голова несколько свешивается назад:

Читайте также:  Антицеллюлитный массаж эффект до и после 10 сеансов

а) одной рукой учитель-логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает го-лову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким погла-живанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам, поглаживание от бровей к волосистой части головы, поглаживание от линии лба вокруг глаз, поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей, поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее, поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа, легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти, надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру, поглаживание нижней губы от углов рта к центру, поглаживание верхней губы (движение сверху вниз, поглаживание нижней губы (движение снизу-вверх, поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ, точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке, легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, т. е. на ней осуще-ствляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляем при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам, поглаживание лба от бровей к волосам, поглаживание бровей, поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны, поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам, сжимание подбородка ритмичными движениями, разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам, перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи, пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам, поглаживание от середины нижней губы к углам, поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа, пощипывание губ, покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механи-ческого прибора – вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чере-дующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

Массаж языка у детейс ДЦП осуществляем различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Pay);

2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Учитель-логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Широко используем приемы массажа языка (направление массажных движений,а именно: поглаживание языка в различных направлениях, от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы, от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы, круговые, спиралевидные дви-жения, похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы, «прокачивание» – легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку, массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком,покалывание языка (игольчатым зондом,«перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле, распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи).

Логопедический массаж проводимый в системе, повышает эффективность коррекционной работы.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) / Е. Ф. Архипова. – М. : Академия, 2008. – 79 с.

3. Архипова, Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП / Е. Ф. Архипова. – М. : Просвещение, 2007. – 196 с.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р’] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Лечение распространенных заболеваний
Adblock
detector